Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Советы и памятки

Памятка "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма"

Детский дорожно-транспортный травматизм имеет тенденцию к увеличению, и это связано с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Не последнюю роль в этом играет весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности. Однако, обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста... Подробнее

Памятка для родителей по профилактике выпадения детей из окон

Падение из окна является одной из основных причин детского травматизма и смертности, особенно в городах. Дети очень уязвимы перед раскрытым окном из-за естественной любознательности. Чтобы избежать несчастного случая, связанного с падением ребенка из окна, необходимо придерживаться следующих правил... Подробнее

Рекомендации по информированию о рисках, связанных с детской смертностью

Что такое энтеровирусная инфекция?

infekciiЭнтеровирусная инфекция – инфекционное заболевание, вызываемое определенным видом вируса. Энтеровирус входит в группу кишечных вирусов. Имеет много разновидностей (серотипов). Они способны поражать многие ткани и органы человека (центральная нервная система, сердце, легкие, печень, почки и др.) и это определяет значительное клиническое многообразие вызываемых ими заболеваний.

Заболевание носит сезонный характер, вспышки возникают в весенне-летний и летне-осенний периоды. Заражение происходит через воду, продукты питания, а также испражнения больного, через мельчайшие капельки слюны и мокроты при кашле и чихании. Очень часто заражение происходит при купании в открытых водоемах.

Энтеровирусы устойчивы во внешней среде: хорошо переносят низкие температуры (в условиях холодильника они сохраняются в течение нескольких недель), в водопроводной воде выживают до 18 дней, в речной воде – около месяца, в очищенных сточных водах – до двух месяцев, а также на предметах обихода, продуктах питания (молоко, фрукты, овощи). Вирус быстро погибает при прогревании, кипячении, при воздействии хлорсодержащих препаратов, ультрафиолетового облучения.

Как проявляется инфекция?

Вирус поражает все органы и ткани, но в основном поражается нервная ткань, сердце, печень, поджелудочная железа, мышечная ткань, глаза. Заражаться может каждый, но чаще болеют дети. Заболевание начинается с повышения температуры до 38-40˚С, слабости, головной боли, тошноты, рвоты, светобоязни. Эти симптомы могут сопровождаться болями в области сердца, живота, мышцах, боли в горле, герпетическими высыпаниями на дужках и миндалинах. В некоторых случаях наблюдаются катаральные явления со стороны верхних дыхательных путей, насморк, кашель. На 1-2 день болезни появляется сыпь, преимущественно на руках, ногах, вокруг и в полости рта, которые держатся в течение 24-48 часов (иногда до 8 дней) и затем бесследно исчезают. Иногда могут развиться острые вялые параличи конечностей, судороги, дрожание конечностей, косоглазие, нарушение глотания, речи и др.

Что делать, если ты заболел?

В случае появления этих жалоб необходимо немедленно обратиться к врачу, не ждать, надеясь, что все пройдет, не пытаться самостоятельно лечиться. Необходимо срочно поместить больного в стационар, т.к. он может быть источником заражения людей, проживающих рядом.

Как себя защитить?

Меры неспецифической профилактики энтеровирусной инфекции такие же, как при любой острой кишечной инфекции — необходимо соблюдать следующие правила:

  • для питья использовать только кипяченую или бутилированную воду;
  • мыть руки с мылом перед каждым приемом пищи и после каждого посещения туалета, строго соблюдать правила личной и общественной гигиены;
  • перед употреблением фруктов, овощей, их необходимо тщательно мыть с применением щетки и последующим ополаскиванием кипятком;
  • купаться только в официально разрешенных местах, при купании стараться не заглатывать воду;
  • не приобретать продукты у частных лиц, в неустановленных для торговли местах.

При контакте с больным энтеровирусной инфекцией необходимо наблюдать за состоянием своего здоровья и при появлении каких-либо жалоб немедленно обратиться к врачу!

Помните, что заболевание легче предупредить, соблюдая элементарные меры профилактики, чем лечить.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РО»

Советы психолога родителям по адаптации

adaptaciyaВаш малыш ходит или только пойдет в детский сад, но вы с криком отрываете его от своей юбки... Или он ни о каком садике и слышать не хочет! Попробуйте последовать этим советам, и, может быть, у вас все наладится.

 

 

  1. Подготовка ребенка к посещению детского сада.
    Проиграйте с ребенком дома с помощью кукол посещение детского сада. Расскажите о том, что его там ожидает, кого встретит. Скажите ребенку: «Ты у меня большой. Только большие детки ходят в детский сад. Мне нужно идти на работу, а ты до вечера останешься в детском саду» и т.д. Объясните ребенку, почему надо ходить в детский сад. Можно сказать: «Детский сад – это место, где о тебе позаботятся, и ты сможешь играть, пока мы на работе». Или: «Мама и папа хотят, чтобы ты встретил новых друзей, а в детском саду много деток и это очень удобно». Покажите, что вы не сердитесь на капризы малыша и не собираетесь его наказывать.

  2. Чтобы расставания не были тревожными.
    Заходя в сад, маме нужно обращать внимание на других детей. Доброжелательно общаться с родителями и персоналом д/сада, не проявлять никаких признаков тревоги. Скажите ребенку: «Я иду на работу, а тебя оставляю с воспитательницей (имя), которая о тебе позаботится. В группе тебя ждут другие дети и много игрушек, с которыми ты будешь играть. А после сна (или после полдника) я за тобой приду и мы пойдем домой» (очень важно для ребенка конкретное время, когда вы его заберете, но так как время он еще не понимает, укажите конкретное событие, когда это произойдет). Дайте ребенку понять, что детский сад – это не навсегда, пообещайте ребенку после сада прочитать какую-нибудь книжку, или поиграть в игру, или принести какой-то подарок, или сюрприз и т.д., чего он ждал бы с удовольствием. И теперь, даже если ребенок плачет, о его будущем можно не беспокоиться. Не нужно смешивать огорчения, связанные с временным, предвиденным и объясненным ребенку расставанием, и повторяющуюся изо дня в день непонятную для ребенка насильственную разлуку с матерью.

  3. Не уходите потихоньку.
    Хотя, иногда, кажется, что лучше уйти потихоньку, пока ребенок поглощен игрой или отвлекся, не делайте этого. Пропажа мамы или папы СТРАШНЫЙ КОШМАР. Дайте знать ребенку, что вы уходите.

  4. Призовите на помощь воспитателя.
    Попросите воспитательницу выходить вам на встречу, когда вы приводите малыша, и приветствовать вас.

  5. Оставьте игрушку.
    Детский сад станет не таким страшным местом, если вы первое время будете оставлять ребенку его любимую игрушку.

  6. Оставьте вашу фотографию.
    Маленькое фото родителей, вложенное в потайной карманчик, тоже может утешить малыша.

  7. Прощайтесь весело.
    Не затягивайте расставание долгими объятиями, поцелуями и сладкими обещаниями. Например, совсем не стоит говорить ребенку, что не стоит ничего бояться, что ничего плохого с ним не случится. Если ваш малыш заметит родительскую тревогу, он решит, что для нее, видимо, есть какой-то серьезный повод. Обнимите ребенка, поцелуйте его, скажите, когда вы за ним зайдете, и оставьте, улыбнувшись.

Если у вас осталась тревога или вопросы по адаптации, обращайтесь к психологу детского сада.

С уважением, педагог-психолог Климко О.Н.

 

Кризис 3-х лет

krizis 3 letВозрастные кризисы у детей – это явление абсолютно нормальное. С этим нельзя не согласиться, особенно если учесть, что детское развитие происходит неравномерно. Весь этот процесс условно делится на этапы. То время, где заканчивается одна ступень и начинается другая, является переломным моментом (кризис). Возрастной кризис – это сложный, неустойчивый, проблемный период развития, в котором происходит целостное изменение личности.

Разные этапы взросления предполагают переход на новый социальный уровень. У всех детей возрастные кризисы происходят приблизительно в одно и то же время, в аналогичном возрасте.

Возрастные кризисы – это также время серьезных испытаний для родителей. Каждый из нас воспитывая ребенка в какой-то момент ужасается от того, что еще вчера послушный и ласковый ребенок вдруг неожиданно становится раздражительным и неуправляемым. Кто-то успешно с ними справляется, и от детских истерик не остается и следа, а кто-то попадает в капкан капризов и упрямства, которым, казалось бы, нет конца и края.

Кризис 3 лет - «Я – созидатель!!!» Кризис 3-х лет у ребенка связан с появлением у малыша понятия «Я». В зависимости от особенностей каждого отдельного ребенка этот этап развития может начаться в 2-4 года. Кризис проявляется остро и плохо поддается корректировке.

Этот период – это становление личности ребенка. Ребенок осознает, что он способен не только изучать, но еще и изменять мир вокруг себя. Малыш начинает расценивать себя как личность. А вновь созданная личность должна как-то выстраивать отношения с окружающими и прежде в кругу своей семьи. Тесные узы с любимой мамой уже начинают слабеть, и ребенок понимает, что мама и он сам – это два человека, а не единое целое. Ребенок начинает проявлять самостоятельность, которую родители непременно должны ему давать. Здесь-то и начинается первый конфликт с родителями, которые пытаются ограничить самостоятельность ребенка и как-нибудь уменьшить его чрезмерную активность. В ответ на это малыш начинает делать все наперекор маме с папой, упрямиться по пустякам, даже если ему уже давно не хочется того, чего он так настойчиво требует от родителей. При недостаточной строгости взрослых такая ранняя самостоятельность переходит в своеволие и непослушание, провоцируя все новые и новые конфликты в семье.

Кризис трехлетнего ребенка при неправильной реакции родителей может иметь крайне негативные последствия и перерасти в настоящую войну с взрослыми. В чем он выражается и что с этим делать?

  • негативизм, при котором ребенок на любую просьбу молниеносно реагирует одним ответом – отрицательным. Чаще всего цель ребенка в этот период – показать окружающим, что его точку зрения нужно учитывать в первую очередь. Не нужно отвечать агрессией на агрессию, и наоборот слишком мягко реагировать на ужасное поведение. Поэтому предостерегая его от каких-либо действий, спокойно и четко объясните, почему Вы ему это запрещаете (опасно, горячо, остро и т.д.).
  • ребенок становится очень упрямым. Его поведение отличается от обычной настойчивости или принципиальности. Малыш становится похожим на маленького бычка, который упрямо стоит на своем по любому поводу. Его нужно перестать тормошить и поторапливать, а так же требовать от него того, на что он в принципе не способен (хотя это правило актуально в отношении любого ребенка). Такого малыша важно хвалить за настоящие дела, поддерживать во всех начинаниях, быть рядом при освоении нового дела.
  • поведение ребенка может отличаться своеволием: он стремится все делать только сам, криком реагируя на любую помощь взрослых. Спокойно дайте ребенку доделать то, что он хочет, даже если это получается не так. Не помогайте ему, пока он вас об этом не попросит, скажите ему, что если ему будет нужна помощь, вы всегда готовы ему помочь.
  • в большинстве случаев возрастные кризисы сопровождаются истериками и «концертами» на публике, в результате которых ранее послушный ребенок может распластаться посреди людного места и, подняв громкий крик, сучить руками и ногами. Не спешите злиться на него: посредством бурных истерик ваш эмоциональный малыш показывает, как ему нужно ваше внимание, которое, возможно, рассеивается на массу других вещей. Быстро и безболезненно убрать «симптомы» кризиса получится, если обеспечить такому ребенку максимум возможностей для развития зрительной эмоциональности. Вместе с ним пожалейте кого-то слабого и беззащитного, научите ребенка сочувствовать, читайте хорошие книжки, участвуйте в развивающих его чувственный потенциал играх, не скупитесь на проявления своей любви к нему.
  • с виду такой милый ребенок может устроить настоящий бунт или протест. Он превращается в маленького диктатора, который повелевает родителями. Прекратите давить на ребенка, снимите свои запреты, перестаньте его хвалить и наказывать – все это лишь усугубит ситуацию. Дайте ребенку свободу и возложите на него ответственность (соответственно возрасту) – и вы увидите, как вмиг изменится его поведение.

С уважением, педагог-психолог Климко О.Н.

Сказка в жизни ребенка

skazkaЧто такое сказки? Волшебные истории о принцах и принцессах из сказочных королевств? И да, и нет. На самом деле сказки могут очень много, их потенциал огромен: ими можно просто заинтересовать ребенка, уложить его спать, произвести воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую задачу.

Сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины. Взрослым, следует помнить, что если они хотят научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно.

Что дает сказка? Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. В них поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В "Золушке", например, говорится о соперничестве между сестрами. "Мальчик с пальчик" рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабами и мощью.

В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир - очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние - в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное - они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он в конце концов обязательно победит.

Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха.

Сказка учит ребенка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивать связную речь, нравственные качества. Также она корректирует мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты. Сказка — это как чудо. Если бы не было чудес, жизнь была бы скучной и неинтересной. Лишь только там, в сказке, есть то, что заставляет людей верить в чудо. Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».

Как читать сказку? Для чтения сказок следует подбирать «нужное» время – когда ребенок и вы в спокойном эмоциональном состоянии, в «хорошем расположении духа». Можно прямо перед сном, когда есть время поразмыслить и поговорить. При засыпании полученный опыт лучше закладывается в подсознание. Читать нужно с удовольствием, не отвлекаясь, тогда ребенок получит больше пользы, а вы - положительные эмоции. После сказки можно провести беседу, обсудить поступки героев и попытаться привести ребенку похожие ситуации из реальной жизни.

Уважаемые родители, помните, что сказки - совершенно необходимый этап в развитии ребенка, так как у детей, которым родители читают или рассказывают сказки, формируется так называемый запас жизненной прочности - некая картотека, библиотека жизненных ситуаций.

С уважением, воспитатель Мартыщенко О.П.

Рекомендации психолога

rekomendaciiУважаемые родители, данная информация поможет вам подготовить ребенка к посещению детского сада! Несколько простых правил упростят адаптацию малыша. Самое главное – ваш положительный настрой на посещение детского сада. Если вы верите, что детский сад – самое лучшее место для вашего малыша, также будет считать и ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений.

 

Как НАДО вести себя с ребенком,
когда он начал впервые посещать детский сад

  • Настраивать ребенка на позитив. Внушать ему как это здорово, что он дорос до д/с и стал таким большим.
  • Не оставлять его в саду на целый день, как можно раньше забирать домой.
  • Создать спокойную атмосферу в семье.
  • Щадить его ослабленную нервную систему.
  • На время прекратить походы в цирк, театр, в гости и т.д.
  • Намного сократить просмотр телевизора.
  • Как можно подробнее рассказать воспитателю и медсестре о личных особенностях малыша (анкета).
  • Создать в выходные дни дома режим, такой же как в детском саду.
  • Стараться не реагировать на выходки и не наказывать его за детские капризы.
  • При выраженных невротических реакциях оставить малыша дома.
  • При явных изменениях в обычном поведении ребенка обратиться к психологу или врачу.

Как НЕ НАДО вести себя с ребенком,
когда он впервые начал посещать детский сад

  • В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде.
  • «Наказывать» ребенка детским садом, т.е. поздно забирать домой, говорить: «Будешь плохо себя вести, отведу в детский сад» и т.д.
  • Мешать его контактам с другими в группе.
  • Не уменьшать, а увеличивать его нагрузку на нервную систему.
  • Водить ребенка в многолюдные и шумные места.
  • Конфликтовать с ним дома, требуя беспрекословного подчинения, наказывать за детские капризы.
  • В выходные дни резко менять режим дня ребенка.
  • Все время обсуждать при ребенке сомнения и тревоги, связанные с детским садом.
  • Не обращать внимания на сильные отклонения в поведении ребенка.
  • Не выполнять рекомендации психолога и врача.

С уважением, педагог-психолог Климко О.Н.

Мы сидим за столом

mi sidim za stolomКультура поведения за столом имеет важное значение, как для взрослых, так и для детей. Кушать, когда придется, как кушать и что попало – не только вредно для здоровья, но и очень некрасиво. Принимать пищу рекомендуется в строго установленные часы. Есть следует не менее 3-4 раз в день.

Наиболее сытными должны быть завтрак и обед, ужин должен быть легким. Ужинайте не позднее, чем за 2-3 часа до сна. Запомните, дорогие мои, что привередничать за столом нехорошо!

Объясните детям, что внешне привлекательный мальчик или девочка не умеет вести себя за столом. В таком случае он или она будут очень напоминать «обедающего поросеночка»: пятачок вымазан, пища вокруг корытца разбросана, он сопит, громко чавкает. К сожалению, ребята, которые не знают правил поведения за столом, тоже пачкают себе лицо во время еды, ерзают, чавкают, облизывают пальцы, что особенно неприятно и негигиенично, не пользуются салфеткой. Смотреть на такое смешно и грустно, верно?

Расскажите детям несколько обязательных правил:

  • Младшие не садятся за общий стол раньше взрослых. Каждому члену семьи отводится за столом определенное место. За едой нельзя никогда торопиться, жевать надо не спеша, обязательно с закрытым ртом.
  • Во время еды не следует разговаривать или читать книгу, это вредно для пищеварения и неприлично.
  • Не дуйте изо всех сил на суп, а охлаждайте его, слегка помешивая ложкой. Кстати, надо правильно держать ложку и вилку, не зажимать их в кулачке.
  • Когда в тарелке супа останется немного, наклоняйте тарелку не к себе, а от себя, чтобы не выплеснуть на одежду. Если вам необходимо будет достать что-нибудь на столе, например, соль, вежливо попросите подать вам нужный предмет или блюдо.
  • Любые напитки необходимо стараться пить бесшумно, не спеша, не захлебываясь.
  • Пирожные или печенье откусывайте аккуратно, маленькими кусочками, щеки и нос при этом останутся у вас чистыми. Сахар в чае нужно бесшумно размешивать ложечкой, а потом вынуть ее и положить на блюдце.
  • Рот и руки во время еды необходимо вытирать салфетками.


Чтобы лучше запомнить эти правила, начните соблюдать их прямо с этого дня, и это перейдет в полезную для вас привычку.

С уважением, воспитатель Эрганян Е.Б.

Учите детей любить книгу

skazka v gizni rebenkaНе только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ведь роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.

Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению кругозора, детского горизонта знаний о мире, помогает усвоить образцы поведения, воплощенные в литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.

Только приученный к книге ребенок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеется, представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Задача взрослого - открыть ребенку то необыкновенное, что несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребенка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой, с произведениями В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, П.Г.Ершова, Ш.Перро, братьев Гримм, Х.К.Андерсена, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского и др.

В возрасте пяти лет начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Они открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их.

В старшем дошкольном возрасте ребенок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких не было в их собственном опыте. У ребенка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приему. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

В возрасте 6-7 лет возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы:

  • закрепить и развивать устойчивый интерес к книге, воспринимать любовь к художественному слову;
  • знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка и другие);
  • развивать и воспитывать воссоздающее воображение;
  • учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел;
  • помогать ребенку не только осмысливать поступки персонажей, но и их мысли, чувства;
  • воспитывать умение видеть скрытые причины поступков;
  • помогать ребенку, осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведений;
  • обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приемы изображения.

Именно книги, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость ко всему плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы.

Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, т.к. неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с удовольствием читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. Но именно в этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке!

Читайте книги с ребенком по очереди, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Очень хорошо просматривать с детьми диафильмы, читая текст по очереди. Помните, что чтение является основой всего обучения в школе. Надеемся, что подготовленные нами памятки помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе ребенка с книгой. Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.

Ребенок не может не играть, не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это его способ проникновения в реальную действительность. Но что именно он выдумывает? Как сочиняет и почему сочиняет именно это? Какие нравственные и эстетические причины проявляются в детской игре, которая понемногу, зачастую незаметно для самого ребенка, становится его настоящей жизнью? Мир чтения, мир книги с ее литературными и графическими образами, помогает направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности. Есть в детской литературе книги разные: веселые и грустные, но они всегда жизнеутверждающие. Поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге, как празднику. А взрослые должны подготовить эту радость, помочь ребенку понять, почувствовать книгу во всей ее полноте.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

  1. Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребенок это почувствует и утратит интерес к чтению.
  2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребенок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно переворачивать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.
  3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.
  4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребенка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».
  5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «переборщите». Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
  6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать все до конца, ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.
  7. Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.
  8. Читайте ребенку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребенок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для нее должное место в своей семейной библиотеке.
  9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребенку самому выбирать книги.
  10. С самого раннего детства ребенку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребенком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.
  11. Читайте вслух или пересказывайте ребенку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребенку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать ее сами, чтобы направить внимание ребенка в нужное русло.
  12. Не отрывайте ребенка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.


Уважаемые родители! С детства прививайте ребенку любовь к чтению. Пусть она проявляется у него как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого в семье нет, то еще не поздно начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения. Важно, чтобы подрастающий человек с помощью взрослых и мудрой книги научился отличать плохое от хорошего, понимать истинные и ложные ценности. И самое главное – помнить, что ребенок сам по себе не получит всей той полноты общения с книгой, если не будет рядом родителей. И ни один компьютер не даст ребенку любви и тепла, которые он получает тогда, когда вы вместе читаете книгу.

С уважением, воспитатель Лучкова Н.М.

Кризис 7-ми лет

krizis 7 letВозрастные кризисы – это время серьезных испытаний для родителей. Кто-то успешно с ними справляется, и от детских истерик не остается и следа, а кто-то попадает в капкан капризов и упрямства, которым, казалось бы, нет конца и края. Как не только удачно, но и безболезненно пережить этот период?

«Я – часть общества». Под таким девизом проходит кризис 7-ми лет у детей, происходит он в интервале 6-8 лет.

В чем он выражается?

  • возрастные кризисы детей чаще всего сопровождаются негативизмом, при котором ребенок на любую просьбу молниеносно реагирует одним ответом – отрицательным. Чаще всего цель ребенка в этот период – показать окружающим, что его точку зрения нужно учитывать в первую очередь.
  • ребенок становится очень упрямым. Его поведение отличается от обычной настойчивости или принципиальности. Малыш становится похожим на маленького бычка, который упрямо стоит на своем по любому поводу.
  • поведение ребенка может отличаться своеволием: он стремится все делать только сам, криком реагируя на любую помощь взрослых.
  • в большинстве случаев детские возрастные кризисы сопровождаются истериками и «концертами» на публике, в результате которых ранее послушный ребенок может распластаться посреди людного места и, подняв громкий крик, сучить руками и ногами. Этим мастерством владеют не все дети, однако если ваш ребенок – из категории таких талантов, то знайте, что вас проверяют на прочность и требуют к себе повышенного внимания.

Как вести себя с ребенком в кризис 6-8 лет?

В возрастном интервале с 6-7 до 9-10 лет происходят существенные изменения в общем характере взаимодействия полушарий головного мозга, в результате чего ребёнок уже может регулировать своё поведение и переходит от предметной деятельности к умственным действиям (анализ, обобщение, рассуждение, умозаключение и пр.).

К 7 годам начинает интенсивно работать щитовидная железа. Именно эта железа повинна в известной эмоциональной неустойчивости и быстрой смене настроений у семилетних детей. Естественно, что основным испытанием для первоклассника являются не эндокринные изменения, но не учитывать их нельзя.

В этом возрасте дети становятся школьниками, меняется их социальный статус, резко увеличивается психологическая и умственная нагрузка. С этим связаны переутомления, лень, тревожность. Ребенок снова начинает требовать к себе повышенного внимания. Поведение остается адекватным, но наблюдаются некоторые перемены.

У дошкольника в период кризиса 7-ми лет начинает проявляться негативное неадекватное поведение, родители же в ответ на такие проявления начинают вести себя более требовательно, напористо и настойчиво, что приводит к созданию еще большего конфликтного состояния. Такие методы воспитания (ставить в угол и т.д.) уже можно считать устаревшими. Самое главное – это найти взаимопонимание с вашим ребенком.

А, как это сделать?

В первую очередь, нужно понимать причины кризиса 7-ми лет, и то, что ваш ребенок подрос, он наконец-то стал «большим». Если он проявляет инициативу, либо самостоятельность в чем-то, то вы, в свою очередь, проявляйте немного терпения, не реагируйте сразу на все свысока и негативно. Помните, малыш старается, даже если в результате испорчена ваша любимая скатерть, ваза или что-то другое – не спешите ругать его.

Строгий контроль всех действий и поступков вашего «солнышка» или же, наоборот, их игнорирование и вседозволенность – это неверный подход. Пусть ребенок прочувствует сам, как это быть взрослым - ответственным и самостоятельным. Например, после нескольких криков «Иди кушать», ваш ребенок наконец-то соизволил явиться, ваши действия должны быть следующими: скажите, что еда уже остыла и чтобы покушать, нужно все подогреть, а как это сделать, вы не знаете. И спокойно уходите, не слушая ничего, но контролировать, пусть даже издалека, все-таки нужно. За каждый совершенный проступок, есть свое наказание. А уж каким оно будет - решать вам. Но не перегибайте палку!

Главное найти взаимопонимание и установить теплый эмоциональный контакт, т.к. в этом возрасте ваш малыш особенно остро нуждается в поддержке, любви и нежности. Делитесь с ним своими трудностями и переживаниями, он услышит и проникнется (не хочет ложиться спать, скажите ему, что вы так устали и очень хотите спать, а его компания была бы кстати, конечно может быть он и не сразу пойдет спать, но кричать уж на него не придется).

Дайте, возможность ему заботиться о вас, проявлять чуткость и внимательность, пусть даже совсем маленькую долю, но со временем эта забота воспитает в вашем ребенке самые лучшие качества (доброта, сострадание, отзывчивость, чуткость, нежность и т.д.).

С уважением, педагог-психолог Климко О.Н.

Дошкольник и компьютер

doshkolnik i komputerВ наше время трудно представить себе жизнь без компьютера. Им пользуются все: родители и их дети, бабушки и т.д. Для кого-то компьютер - это рабочий инструмент, для кого-то источник информации, а для кого-то игрушка. Редкий дошкольник сейчас не умеет пользоваться компьютером. Возникает вопрос: хорошо это или плохо?

Ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Попробуем выделить положительные и отрицательные стороны в умении дошкольника пользоваться компьютером.

Положительные моменты
Отрицательные моменты
  • умение работать на компьютере (владение мышью, умение включать, выключить и т.д.)
  • нарушение санитарно-гигиенических требований к организации места ведет к ухудшению здоровья
  • компьютер – источник информации
  • компьютерная зависимость
  • развитие интеллекта ребенка через развивающие игры
 


Для того чтобы компьютер стал вашим союзником в воспитании и развитии ребенка, а не врагом, необходимо строго выполнять ряд требований:

  • Не рекомендуется допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще 2-3 раз в неделю, больше одного раза в течение дня, а также поздно вечером или перед сном.
  • Продолжительность разовой работы ребенка на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, 15 минут – для детей 6 лет.
  • После игры за компьютером полезно провести с ребенком в течение 1 минуты зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого пояса.


Если вы хотите максимально с пользой для ребенка изучать компьютер, то следует запомнить 5 правил:

  • Компьютер лучше поставить в углу или так, чтобы задняя поверхность компьютера была повернута к стене.
  • В комнате, где расположен компьютер, рекомендуется ежедневная влажная уборка.
  • Перед тем, как работать на компьютере, протирайте экран от пыли.
  • Пусть в комнате, где стоит компьютер, будут комнатные цветы, поставьте рядом кактус.
  • Почаще проветривайте комнату, где стоит компьютер, и следите за влажностью.


Также ребенка нужно научить делать простую очень важную для детского зрения гимнастику для глаз:

  • Плавно закрыть, потом плавно и широко открыть их. Повторить такие движения несколько раз.
  • Посмотреть на предмет, который рядом, потом посмотреть на предмет, который очень далеко. Так смотреть несколько раз.
  • Голова не поворачивается, только глазами смотрим вокруг в одну сторону, потом в обратную сторону. Повторить так несколько раз.


Рабочее место - так же очень важный момент. Организовать его не трудно, но оно обеспечит вашему ребенку комфортные занятия за компьютером:

  • Мебель должна соответствовать возрасту ребенка.
  • Стул лучше выбрать со спинкой.
  • Монитор должен находиться на расстоянии около 25-30 см от глаз ребенка.


Если вы прислушаетесь к нашим несложным советам и будете их придерживаться, то ваш ребенок будет познавать компьютер только с пользой.

С уважением, воспитатель Малетина Р.Н.